На круглом столе обсудили меры повышения эффективности политики содействия занятости населения и развития рынка труда Российской Федерации в связи с пандемией и действием ряда ограничительных мер. Речь идет о законопроекте «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», разработанном партией «Единая Россия».
Самые разные инстанции пытаются повлиять на безработицу в столичном регионе, которая увеличилась в период пандемии. Так, мэром и Правительством Москвы продолжают предприниматься различные меры поддержки для безработных москвичей. По данным Прокуратуры города Москвы с января 2020 года по январь 2021 года в Москве признано безработными 308 148 человек, из них потеряли работу после 1 марта 2020 года 298 422 человека.
Нельзя забывать о специфике московского рынка труда — в современных реалиях граждане нередко оказываются без регистрации по месту жительства по независящим от них обстоятельствам. Лишившись работы, они не смогут реализовать свое право на защиту от безработицы без наличия регистрации. И ситуация для такого человека усугубляется — он оказывается в социально опасном положении.
Весьма разумно, что вносимые законодательные изменения по централизации в сфере занятости предполагают введение положения об оказании услуг гражданам в сфере занятости не по месту регистрации, а по месту их фактического проживания (по аналогии с оказанием медицинской помощи). Дополнительно предложено ввести норму, по которой граждане смогут проходить профессиональное переобучение не только по месту жительства, но и пребывания.
Андрей Метельский – секретарь Московского городского регионального отделения партии «Единая Россия» убежден:
«Вопросы кадровой политики, формирования рынка труда и решения проблемы безработицы касаются всех, кто когда-либо искал работу, либо искал работников.
Сегодня много разговоров о том, как пандемия коронавируса перепахала рынок труда. Вынужденный переход на дистанционные форматы, закрытие границ для иностранной рабочей силы, ограничения на массовые мероприятия – все это, безусловно, стало серьезным вызовом. Не случайно именно эти поправки в Трудовой кодекс «Единая Россия» разработала в первые же месяцы пандемии, добиваясь защиты прав работников. Но пандемия стала лишь поводом к началу большого диалога о реформе служб занятости. Действующий Закон «О занятости населения в Российской Федерации» был создан в 1991 году».
Законопроект сейчас находится на рассмотрении в Государственной Думе ФС РФ.
«Ключевая идея проекта такова: передать полномочия региональных центров занятости на федеральный уровень. Объединение ресурсов под началом федерального центра позволяет решить важнейшую из задач: вернуть службам занятости возможность заниматься именно тем, для чего они созданы – искать людям работу.
Важный параметр законопроекта – цифровизация работы по формированию рынка труда, в том числе на базе портала «Работа в России». Этот шаг давно назрел. Это правильное направление развития, которое позволит видеть полную картину трудовых ресурсов в стране и влиять на нее. А также реализовать программы содействия занятости по всей стране, а не в отдельных регионах», – заключил Метельский.
Никто не будет спорить с тем, что во всем мире на рынке труда происходят глобальные изменения… И в нашей стране давно назрела необходимость реформировать устаревшее законодательство о занятости. Необходима комплексная модернизация государственной службы занятости.
В новом законопроекте предлагается переформатировать общероссийскую база вакансий в Единую цифровую платформу в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России», наравне с очным приемом закрепить дистанционный формат предоставления услуг. Взаимодействие работодателей, граждан и органов службы занятости также планируется осуществлять в электронной форме.
Также предполагается, что специалисты центров занятости населения окажут необходимое содействие гражданам в регистрации на портале государственных услуг для подачи заявления с использованием единой цифровой платформы при отсутствии учетной записи на портале госуслуг.
Напомним, что Москва уже реализует данные задачи. В сентябре 2020 года Служба занятости населения Москвы разработала стратегию снижения уровня безработицы и повышения уровня трудоустройства. Реализуется проактивный подход к трудоустройству безработных: карьерные эксперты Службы занятости населения самостоятельно выходят на безработных граждан с предложением свободных вакансий.
Помимо того, законопроектом предполагается предоставлять финансовое поощрение предпринимательской инициативы безработных при постановке на учет в качестве самозанятого.
«Последний год показал, что уровень цифровизации напрямую связан с современным состоянием экономики и ее способностью противостоять коронакризису. Развитие единой цифровой платформы в системе госуслуг должно сделать решение проблемы безработицы более быстрым и оперативным. Отмечу и важность введения раздела «Ответственность за нарушение закона».
МТПП <…> не может не волновать проблема занятости, поскольку в любом бизнесе работают прежде всего люди. Из-за коронакризиса многие из них оказались без работы или на грани ее потери.
У нас с 2019 года действует соглашение с Центром занятости населения Москвы. Надо объединять наши усилия», – считает экс-председатель Мосгордумы, Президент Торгово-промышленной палаты города Москвы Владимир Платонов.
Председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников, фракция партии «Единая Россия»:
«В соответствии с Конституцией РФ всем гражданам нашей страны гарантировано право на труд и социальную защиту от безработицы. Правовые, экономические и организационные основы государственной политики по вопросам содействия занятости населения на сегодняшний день определены федеральным законом от 1991 года. С момента его принятия прошло почти тридцать лет. За это время существенно изменилась структура отечественного рынка труда. Поменялись технологии, в нашу жизнь навсегда пришла «цифра», сделав многие процессы более удобными и быстрыми. В ногу со временем должны идти и органы государственной службы занятости, которые выполняют важнейшие для людей функции.
Документ, разработанный нашей партией, предполагает передачу полномочий в сфере занятости на федеральный уровень. Это создаст единые условия для получения качественных услуг по поиску работы и предоставлению трудовых гарантий для всех граждан нашей страны во всех регионах.
Технически эта цель будет достигнута за счет внедрения электронной цифровой платформы «Работа в России». Сервис существенно облегчит различные бюрократические процедуры по получению необходимых справок от граждан и работодателей онлайн, сделает более доступными дистанционные технологии трудоустройства, даст возможность соискателям видеть единый банк вакансий по всей стране, существенно расширит возможности по получению профессионального образования.
Широкое общественное обсуждение данного закона, которое мы первыми начали на площадке партии «Единая Россия», позволит учесть ряд замечаний к документу со стороны работников и работодателей, профсоюзов, профессионального и экспертного сообщества. В сфере особого внимания – учет интересов инвалидов, молодых специалистов, сотрудников предпенсионного возраста. Наша задача – выработать эффективные механизмы, которые будут стимулировать компании принимать на работу граждан, нуждающихся в особой поддержке, а также — создать условия, при которых работодателю было бы выгоднее брать на работу в первую очередь россиян, а не трудовых мигрантов.
На основе прозвучавших сегодня замечаний партийная рабочая группа подготовит поправки, которые поступят на рассмотрение наших коллег из Государственной Думы ко второму чтению документа».